Суббота, 21.04.2018г.

Последнее обновление:Сегодня, 01:21:02

Вы находитесь здесь: Главное Политическое обозрение Скандинавская позиция по «Северному потоку-2»

Скандинавская позиция по «Северному потоку-2»

Печать PDF

Газопровод «Северный поток» – сооружение технически сложное и технологически ответственное. Его длина превышает 1.220 километров, а глубина подводного расположения восточнее шведского острова Готланд достигает 210 метров. Его трасса тщательно исследована взрывотехниками и экологами. Его трубы (числом 200.000 секций!) имеют внутренний диаметр 1.15 метра и трёхслойное внешнее покрытие. Его рабочее давление может достигать 220 атмосфер. Его прокачивающая мощность рекордна (как и многие другие характеристики), она достигает 110 млрд. м3 для четырёх ниток – две эксплуатируются с 2011 года, две другие должны заработать к концу 2019 г.

Газ по балтийской магистрали из России в Германию идёт 9 суток, принося выгоду не только двум крупнейшим странам и экономикам Европы.

Среди сторонников «Северных потоков» – оба американских сателлита по агрессии против Сирии, Франция и Великобритания. Показные бомбёжки ничуть не мешают прямым закупкам российского газа. Форменная истерика официального Лондона по поводу химических провокаций ловко обошла проблемы энергетического сотрудничества с РФ.

Проекты Nord Stream поддерживают Швейцария и Мальта – в основном из-за крупных доходов их трубоукладочных фирм, страна надёжных банков имеет дополнительный интерес финансового плана.
Балтийские газопровод обеспечивает тысячи рабочих мест в Финляндии, Чехии, Словакии, Австрии, Нидерландах и даже в Норвегии. В январе 2018 правительство главного газового конкурента РФ в Европе одобрило сотрудничество фирмы Kvaerner с Nord Stream 2 AG, откровенно заметив: «В удачном завершении второй части “Северного потока’’ нет никаких сомнений».

Список официальных противников газопровода совпадает с перечнем принципиальных борцов с российской агрессией вопреки здравому смыслу. Это власти США, Польши, Румынии, Украины и трёх прибалтийских государств. При этом американо-украинское сопротивление хотя бы имеет прагматичный смысл. Одни рассчитывают на трансокеанские визиты газовозов со сжиженным товаром, другие не хотят терять транзитную прибыль – в обоих случаях речь идёт о миллиардах долларов в год. Руководство Польши, Румынии и Прибалтики сражается с «Северными потоками» из спортивной вредности, своеобразно трактуя европейскую солидарность и редактируя олимпийский принцип: «Главное – участие в публичной критике!»

Все аргументы против СП-2 были высказаны в Варшаве, Бухаресте, Вильнюсе, Риге и Таллинне ещё во время строительства СП-1. Как очевидно из семилетнего периода использования первой очереди «Северного потока», ни одна из этих страшилок не стоит и ломаного гроша. Из 28 стран ЕС только 5 принципиально отрицают саму идею Nord Stream – для блокировки этой идеи согласно европейскому законодательству требуется 16 стран с 65% населения Евросоюза. Полтора десятка европейских стран совершенно индифферентны к прокладке балтийской магистрали, т.к. их газоснабжение осуществляется по другим каналам либо не осуществляется вообще. Остаётся согласиться с чиновниками норвежского правительства – в успехе второй очереди строительства нет никаких сомнений.

Особое положение занимают Швеция и Дания – благодаря своему географическому положению строительство «Северных потоков» проходит процедуру согласования в регулирующих органах скандинавских королевств. Отношения с Россией у Швеции и Дании холодные, товарооборот незначителен, газовые потребности скромные, энергетические поставки диверсифицированы. И всё же записываться во враги Nord Stream власти обеих стран не стали.

Шведская позиция сформулирована главой МИД и послом в России ещё в сентябре 2016 года: «У нас нет юридических оснований для остановки проекта, даже если бы мы этого хотели… мы проявим максимальную требовательность к экологическим условиям строительства…»
Все возможные и даже маловероятные угрозы экологии создателями «Северных потоков» учтены с большим запасом. Дополнительным плюсом является позитивные данные по эксплуатации СП-1 и сертификаты от авторитетных экологических организаций. Шведское разрешение на строительство действительно имеет формальный характер и будет выдано без лишней огласки. Медийный заряд требуется на периодические поиски иностранных подлодок и на дрейф шведского нейтралитета в направлении НАТО…

Датские власти подготовились к дискуссиям о Nord Stream лучше шведских соседей. Постоянно нагнетая тему «российской военной угрозы», искреннее удивляясь ответными мерами ВС РФ в случает датской дислокации американских систем ПРО. Расхваливая постоянные манёвры НАТО и сурово осуждая редкие российские учения. Поддерживая антироссийские санкции, высылку дипломатов и прочие шаги недружественного характера – порой довольно мелочные и показные.
В прошлом году принят специальный закон, согласно которому инфраструктурные проекты в датских водах не должны наносить ущерб и экологии, и национальной безопасности.

Законодательные формулировки столь же пластичны, как и взрывоопасный пластид. В отличие от Швеции, юридические возможности затруднить строительство балтийской газовой магистрали у Дании есть. Трасса СП-2 в таком случае станет на 30-40 км длиннее, обогнув датский остров Борнхольм. Что потребует новых экспертиз и исследований, повысится стоимость работ, возрастут их сроки и общие издержки.

Но одновременно и весьма значительно вырастут издержки самой Дании.

Несколько лет небольшое государство со значительными блокирующими возможностями их активно рекламирует и явно чего-то ждёт, словно романтичная Ассоль. Но звёздно-полосатых парусов не видать на политическом горизонте. Все принципиальные противники «Северных потоков» игнорируют датское вето, пусть и гипотетическое. Подталкивают датчан к амбразуре единоличной ответственности. Предпочитают подлинным затруднениям Nord Stream пустую критику в автономном режиме.

Датские власти обижаются на сам принцип принятия решений в ЕС – строительство балтийского трубопровода осуществляют отдельные страны, брюссельские институты остаются в стороне. Хотя и в столице ЕС за последние годы произошли серьёзные энергетические сдвиги. Совет ЕС указал Еврокомиссии на незаконность её действий во время запрета «Южного потока» и на выгоду от дополнительных прямых магистралей. В Совете ЕС считают, что основная угроза газовому транзиту исходит от стран-транзитёров!

Таким образом еврозапрет балтийской магистрали юридически ничтожен и логически ошибочен.

Ещё несколько лет назад Дания была чистым экспортёром природного газа благодаря разработке 20 месторождений на шельфе Северного моря. В 2017 году из необходимых стране 5 млрд. м3 голубого топлива 1.75 млрд. м3 приобретён у «Газпрома». Славная высоким уровнем развития «зелёной» энергетики (и самым дорогим в ЕС электричеством) Дания использует столько же газа, что и Германия. И втрое больше, нежели Польша, если пересчитать потребление на душу населения.

Датские компании не стали покупать норвежский трубопроводный или американский сжиженный газ ввиду истощения своих месторождений. Идею фрекинга и сланцевой добычи в Дании зарубили ещё раньше, с яростью разгневанного Гамлета, при полном консенсусе политиков и общественности. Эксперименты с альтернативной энергетикой хороши при свободном доступе к гарантированным объемам сравнительно дешёвого топлива – чистого в экологическом отношении и надёжного в отношении транзита.

Скандинавское государство заинтересовано в расширении «Северного потока» ничуть не меньше, чем ФРГ. Лидеру ЕС предстоит разобраться с датскими намёками на возможную проблему в ближайшие месяцы. Благо у Германии большой исторический опыт умиротворения Дании.