Четверг, 23.11.2017г.

Последнее обновление:Сегодня, 21:23:11

Вы находитесь здесь: Главное Политическое обозрение Украинский кризис корабельного позора

Украинский кризис корабельного позора

Печать PDF

Военные корабли в мирное время умирают непрезентабельно. Десятилетия ответственной службы, дорогостоящих модернизаций, парадных презентаций, ежедневного ухода до сверкающего блеска отсекаются приговором: «Вывести из боевого состава флота». Дальнейшая судьба бывшего грозой морей – быть разделанным на металл, переделанным в гражданское судно или ржаветь на специальных стоянках-кладбищах.

Однако редко какому военному кораблю удаётся попасть на кладбище ещё до окончания постройки и утащить в небытие целый судостроительный завод, он же корабельный изготовитель.

Исключительное «достижение» удалось последнему ракетному крейсеру проекта 1164. С более чем символическим названием «Украина». Военно-морская концепция использования мощных, быстроходных, автономных ракетных крейсеров типа 1164 разработана всего лишь 45 лет назад и предусматривала:

- Длительное боевое дежурство в отдалённых от СССР морях и океанах;
- Уничтожение крупных кораблей вероятного противника (в том числе атомных авианосцев) при активном противодействии означенного противника;
- Установка купола ПВО в определённом командованием районе (совместно с другими кораблями ВМФ и силами ВВС);
- Обеспечение безопасности морских коммуникаций, уничтожение вражеских конвоев и подводных лодок;
- Поддержка высадки морского десанта, ударная обработка вражеского побережья.

Доставшийся независимой Украине в 1993 году, готовый на 75% одноимённый ракетный крейсер ни одну из вышеперечисленных задач решить не мог. Даже в случае 100%-й готовности. Собственно, таковые задачи и не стояли перед новорожденным украинским ВМФ. Тем более перед его останками в 2017 году.
От незалежного флота требовалось демонстрировать вымпел в акватории Чёрного моря, с чем справится и захудалый катер.
Обеспечивать базис беззаботного существования десятку адмиралов и многочисленных капитанам, штабам, академиям, службам, прочим бюджетным синекурам.
По возможности нервировать Черноморский флот РФ. Характерна попытка помешать возвращению в Севастополь российской эскадры после олимпийского конфликта в августе 2008 года. Причём средством помех был выбран заглохший на фарватере буксир-пенсионер, ничуть не помешавший (но поднявший настроение) российским морякам и севастопольцам.

Единственный украинский фрегат-флагман, который успели достроить и оснастить до развала Союза, мог изредка посещать Средиземное море и добираться до Африканского рога. Расширяя престиж и узнаваемость демонстрируемого вымпела.
О последовательности государственного подхода к крейсеру «Украина» красноречиво свидетельствует троекратное формирование и роспуск его экипажа. Последний раз команду (разогнали) уволили в 1998 году. Перед этим объявив о 95%-й готовности корабля водоизмещением 11.500 тонн, длиной 186 метров, с кругосветной автономностью на скоростях до 32 узлов – готовности к выходу в моря и океаны.

С августа 1990 года, с момента спуска на воду, крейсер стоит у пирса Николаевского судостроительного завода. Вот уже 27 лет «Украину» достраивают, разбирают, реформируют, ремонтируют, красят, смахивают облупившуюся краску, водят по ней экскурсии и общественность за нос.
Военный корабль такого размера, сложности и функционала Украине не нужен. Что было очевидно еще в 90-х годах прошлого века. Судьба других «Атлантов» проекта 1164 сложилась в ВМФ РФ кардинально иначе:

Ордена Нахимова гвардейский ракетный крейсер «Москва» является флагманом Черноморского флота. Введён в эксплуатацию ещё в 1983 году. С 1991 по 1999 гг. проходил ремонт на том же Николаевском судостроительном заводе, часть оплаты внесена бартером (!). В частности, артиллерийские установки АК-630 демонтированы для последующей установки на крейсер… «Украина». Где сейчас эти установки, на каком складе подвергаются коррозии…
В 2003 году гвардейский крейсер «Москва» участвовал в российско-индийских учениях. В 2008 и 2009 – в учениях средиземноморской эскадры ВМФ РФ. В 2013 совершил кругосветный поход с заходом в Португалию, Венесуэлу, Никарагуа и на о. Кипр. С осени 2015 периодически обеспечивает сирийскую операцию ВКС РФ. Планируется глубокая модернизация корабля с заменой систем ракетного и торпедного вооружений, радиоэлектронных средств и силовых установок. Разумеется, модернизация будет проведена на российских предприятиях и без оплаты пушечным бартером.

Ордена Нахимова гвардейский ракетный крейсер «Варяг» до 1995 года именовался «Червона Украина». Является флагманом Тихоокеанского флота РФ, в строю с 1989 года. Неоднократно принимал участие в манёврах, в т.ч. с китайским и индийским флотом. Посещал с визитами корейские, египетские, американские города, заходил в Оман, на Шри-Ланку и Филиппины. Совершил десятки дальних походов, дважды проходил глубокую модернизацию, одна с заменой главной силовой установки. 9 октября 2017 года выполнил успешную стрельбу по надводной цели крылатой ракетой «Базальт».

Ракетный крейсер «Маршал Устинов», один из крупнейших кораблей Северного флота РФ, в строю с 1986 года. Избороздил все студёные моря, нёс службу в море Средиземном, неоднократно посещал американские и канадские порты. Патрулировал воды вокруг Шпицбергена, шефство над кораблём осуществляет Минск – столица ближайшего союзника РФ. Трижды проходил ремонт и модернизацию, последняя закончилась в 2016 году. В боевой состав российского флота «Маршал Устинов» вернулся в апреле 2017.

Крейсер «Украина» может быть достроен и оснащён исключительно с российской помощью. Это вполне посильная задача, достаточно вспомнить о двух вертолётоносцах в составе египетских ВМС. Задача, посильная при условии предсказуемой оборонной политики обоих участников и взаимовыгодного сотрудничества между ними. Попытки такового сотрудничества были, их унылый результат наблюдается у николаевского пирса…

При военно-морской доктрине «Так не доставайся никому, ржавое наследие проклятой эпохи!» тяжёлый ракетный крейсер невозможно как достроить, так и продать. Обиднее всего упущенные возможности продажи при предыдущем президенте страны. Если в марте 2011 министерство обороны РФ официально заявляло о принятии крейсера на баланс только даром (слишком велики расходы на его достройку-оснащение), то спустя два года ситуация изменилась.
Осенью 2013 на межправительственном уровне была достигнута договорённость о продаже крейсера России за 1 млрд. рублей. То есть за 30 млн. $.

Сделка не состоялась, помешал евромайдан, вихрь последующей драмы и официальный украинский разрыв военно-технического сотрудничества с РФ.
Четвертый год «Украина» никому не нужна, на её содержание требуется (несколько ежегодных миллиардов от МВФ) 6-8 млн. $ бюджетных ассигнований в год.
В октябре 2017 счета Николаевского судостроительного завода арестованы, задолженность по заработной плате достигла 2.2 млн. $, бюджетные средства не направляются николаевским корабелам с февраля 2015. Огромный судостроительный завод занимался содержанием своего детища за свой счёт, пришла пора расплачиваться и банкротиться.

Ещё в марте с.г. однотурово-мирный президент подписал указ о демилитаризации «Украины» и продаже того, что осталось, на слом. По мнению властелина слепых трастов, «этого должно хватить на погашение долгов по зарплате».
Не хватает, Пётр Алексеевич. И не только ракетному крейсеру.