Четверг, 23.11.2017г.

Последнее обновление:Сегодня, 21:29:20

Вы находитесь здесь: Главное Политическое обозрение Две иллюстрации реформ

Две иллюстрации реформ

Печать PDF

Ростов-на-Дону – крупнейший город Южной России, центр Ростовской области и Южного Федерального округа – основан в середине XVIII века. В современном Ростове-на-Дону проживает 1.125 миллиона человек – на 100.000 больше, чем в момент распада СССР. В городе расположены крупные индустриальные, энергетические и агропромышленные предприятия, культурные, медицинские и образовательные учреждения. Он является важным транспортным узлом, «комбайновой столицей» РФ, центром агломерации с более чем двухмиллионным населением.

Запорожье – один из крупнейших городов независимой Украины – основан во второй половине XVIII века. В современном Запорожье проживает 750 тысяч человек – на 170.000 меньше, чем в момент распада СССР. В городе всё ещё имеются крупные индустриальные предприятия, объекты культуры, образования, медицины и прочей социальной сферы. Расположенная в 70 км Запорожская АЭС является мощнейшей в Европе. Город является важным транспортным узлом, центром четвёртой по размеру украинской агломерации.
Расстояние между Ростовом-на-Дону и городом Запорожье – менее 350 км по прямой. Современные авиалайнеры преодолевают его на крейсерской скорости за 20 минут.

В обоих городах имеются аэропорты с международным статусом. Ростовский аэропорт построен в 20-х годах прошлого века, запорожский моложе на 60 лет. Оба используют две взлётно-посадочные полосы, сравнимы даже размеры и покрытие этих полос.
В ростовской воздушной гавани – бетонная ВВП длиной 2.5 км и шириной 45 метров дополнена грунтовой, длиной всего 1.3 км при ширине 85 метров. В запорожском аэропорту основная бетонная ВВП (2.500x42 метра) соседствует с двумя – грунтовой (2.100x42 метра) и ещё одной бетонной (1.300x40 метров). Последняя раскрошилась до такой степени, что не принимает даже Ан-2, её функционал ограничен наземными манёврами самолётов и вспомогательной техники.

Ростовский ветеран авиаперевозок заново отстроен после Великой Отечественной войны и серьёзно модернизирован в 2002-2011 гг. Введены в эксплуатацию новые пассажирские залы «Прилёт», «Вылет» и VIP. Установлено новое оборудование для погранично-таможенного контроля и сортировки багажа, лифты и эскалатор, системы информирования, аэронавигации, безопасности и т.д. Ростовский аэропорт принимает самолёты следующих типов и модификаций:

- Airbus A321, A320, A319, A310;
- Boeing 767-300, 757-200, 737-800, 737-500, 737-400;
- CRJ100, 200, 440, 700, 900, 1000;
- Ан-124 «Руслан», Ил-62, Ил-76, Ту-154, Ту-204, а также стратегические бомбардировщики Ту-95 в случае экстренной необходимости.
- Все более лёгкие воздушные суда и вертолёты любых типов.

Ростовский аэропорт обслуживает 43 российских и иностранных авиакомпании по 76 регулярным направлениям. Общий пассажиропоток составил 1 миллион человек в 2007 году и достиг 2 миллионов человек в 2016 году. Из них около 800.000 человек воспользовались международными рейсами.

Запорожский аэропорт не пострадал в ходе ВОВ, т.к. построен через 30 лет после её завершения. За 25 лет украинской независимости его ни разу не модернизировали, зато собирались это сделать не менее 5 раз. Воздушная гавань атомно-индустриального Запорожья принимает самолёты от Ту-154 и легче (весом менее 100 тонн), Ан-124 и Ил-76 с ограничениями. Аэропорт морально устарел и физически изношен. Является редким примером регионального и международного одновременно – последний «титул» сугубо формален. Регулярные рейсы за границу не выполняются. В 2013 году передан на… городской баланс. Местный бюджет в том же году выделил около 1 млн. $ на его неотложные нужды.
Запорожский аэропорт обслуживает несколько украинских и ни одной иностранной авиакомпании. Общий пассажиропоток в 2016 году составил 275 тысяч человек – в восемь раз меньше ростовского показателя.

Ростовский и запорожский аэропорты расположены в городской черте. Индустриальная, жилая и муниципальная застройка существенно препятствуют их физическому расширению. Необходимо учитывать и соображения безопасности, предписывающие загородную дислокацию таких стратегических объектов.

Новый аэропорт Ростова-на-Дону строился с 2011 года, торжественное открытие запланировано на декабрь года нынешнего. Его бетонная ВВП имеет длину 3.600 метров, ширину 45 метров и способна принимать все типы воздушных судов. Площадь пассажирского терминала превышает 50.000 м2. Потенциал пассажирских перевозок – 5 миллионов на первом этапе и до 10 миллионов после 2018 года. Аэропорт им. Платова оснащен семью телетрапами и стоянкой на 2.500 автомашин, возводится обширный грузовой терминал, стыковочные трассы с ростовской кольцевой автодорогой и федеральной дорогой М-4 «Дон».
Проектирование и возведение аэропорта им. Платова в Ростове-на-Дону обошлось в 240 млн. $. Потребовало шесть лет напряжённой работы с участием иностранных и российских подрядчиков, с привлечением средств федерального и регионального бюджетов. Это первый аэропорт независимой России, построенный с нулевого уровня – что называется, в чистом поле.

В сентябре 2017 года украинское правительство одобрило строительство международного аэропорта в г. Запорожье – на месте уже имеющегося международного аэропорта регионального значения.
В виде небольшой пристройки за счёт местного финансирования в объёме 7.5 млн. $. Без привлечения правительственных траншей или западных кредитов, иностранных фирм и зарубежных специалистов.

За семь с половиной миллионов долларов планируется (перекрасить все заборы в правильные цвета и выложить патриотическую мозаику из колдобин ВВП) возвести компактный терминал площадью 9.000 м2 (в шесть раз меньше ростовского аналога). Оборудовать его 8 стойками регистрации и обеспечить скорость пассажиропотока 400 чел./час (в пять раз ниже ростовского показателя).
От телескопических рукавов, автостоянок, систем сортировки-разгрузки багажа, от прочих технических нововведений и комфортных излишеств решено отказаться. В том числе от ремонта взлётно-посадочных полос, за исключением прекрасно освоенной «ямочной» заливки. Зато на втором этаже терминала предусмотрена гостиница, кафе, конференц-зал, магазины простые и duty-free.

Год назад подобный проект был успешно представлен, его собирались завершить к сентябрю 2017, а стоимость оценивалась в 20-22 млн. $. Причём инвесторы с пухлыми портфелями уже были найдены – по уверениям городских властей, в чьём распоряжении и находится запорожский аэропорт. За неполных 12 месяцев планы подешевели втрое, инвесторы находчиво разбежались, работы находятся в стадии «Поговори хоть ты со мной…ещё много, много раз».

Следующее заседание кабинета министров и городского совета логично посвятить возведению космопорта Нью-Запорожье на третьем этаже непостроенного терминала. С опорой на магазины duty-free, которые будут поддерживать межгалактическую гавань каждым долларом, евро, фунтом и йеной.
В крупных инфраструктурных проектах – автомобильных, железнодорожных, мостовых, касающихся гражданской авиации – различия между развитием соседних стран проявляются более чем рельефно и наглядно.