Четверг, 23.11.2017г.

Последнее обновление:Сегодня, 21:30:22

Вы находитесь здесь: Главное Политическое обозрение Тревога на Корейском полуострове: особенности союзнической поддержки

Тревога на Корейском полуострове: особенности союзнической поддержки

Печать PDF

5 августа 2017 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, осуждающую ракетно-ядерные разработки КНДР. По инициативе и при горячем одобрении Южной Кореи и Японии – двух региональных противников Северной Кореи. В отношении Пхеньяна были введены новые санкции всем международным сообществом, единогласным решением СБ ООН из пяти постоянных и десяти временных членов.

С формальной точки зрения это весьма жёсткие санкционные меры, подрывающие импортный, валютный и технологический потенциал КНДР. Они включают следующие пункты:

Запрет на импорт угля, железной и свинцовой руды, а также слитков и полуфабрикатов из железа и свинца;
Запрет на импорт морепродуктов северокорейского происхождения и/или обработки;
Запрет на создание новых совместных предприятий с КНДР, фиксация количества персонала и объёма выполняемых заказов на существующих СП;
Запрет привлечения трудовых мигрантов из КНДР сверх имеющейся численности на 05.08.2017;
Запрет северокорейским судам-нарушителям торгового эмбарго заходить в порты любых государств;
Заморозку счетов банка внешней торговли КНДР – единственного официального учреждения с правом осуществления валютных платежей с иностранными государствами/фирмами/лицами;
Персональные санкции против нескольких научных, административных и военных «менеджеров» ракетно-ядерной программы Северной Кореи. Высшее руководство КНДР среди санкционных персон не значится.

Делегация США отказалась дополнить резолюцию СБ ООН пунктом об отказе насильственного свержения власти в КНДР. Американское пожелание ввести топливное эмбарго против Пхеньяна не нашло китайской поддержки. Глава российской делегации подчеркнул: «… теперь ресурс санкций исчерпан, необходимо найти политическое решение, привлечь к поиску все заинтересованные страны…».

Товарно-валютное давление на Северную Корею не достигло своих целей. Хотя дополнялось мощной силовой демонстрацией США и Южной Кореи. Конфликтующие стороны всего за месяц совершили грозные шаги в противоположную от политического решения сторону:

- КНДР продолжила испытания ракет малой дальности и угрозы в адрес США, Японии и Южной Кореи;

- США продолжили переброску авиации в Южную Корею и Японию, а также развёртывание противоракетных комплексов THAAD, «Patriot», «Aegis» на суше и в акваториях союзнических государств;

- 29 августа 2017 года КНДР совершила запуск межконтинентальной ракеты – на рекордную дальность 2.750 км и впервые через территорию Японии. Что сравнимо с расстоянием от северокорейских ракетных баз до американского острова Гуам (3.350 км). Попытки сбить единичную баллистическую цель не предпринимались. Собственно, её и нечем сбивать на маршевой траектории в 500 км от поверхности планеты. Орбита МКС проходит ниже, в 420 км от Земли…

- 30 и 31 августа ВВС США провели учения на юге Корейского полуострова. Силами стратегических бомбардировщиков  B-1B «Lancer», их сопровождали стелс-истребители F-35B и F-15 из состава южнокорейской и японской авиации. Отрабатывалось бомбометание по особо защищённым целям в горах, по бункерам, подземным заводам, ракетным шахтам, центрам управления. Все учебные цели (разумеется) были успешно поражены – в непосредственной близости от границ КНДР, в назидание Пхеньяну и его лидерам;

- 3 сентября Северная Корея назидательно напомнила о двойном названии своей стратегической программы. Проведя испытание ядерного устройства – опять же рекордной мощности до 100 килотонн и третье за последние полтора года. Ещё несколько лет назад большинство экспертов отстаивали неядерный характер подобных испытаний, приписывали их сейсмические последствия взрыву сотен вагонов с обыкновенным тротилом.

В феврале-апреле 2013 года уже отмечалось резкое обострение военной напряжённости на Корейском полуострове. Как только КНДР запустила свой первый искусственный спутник Земли и провела ядерное испытание. Ещё четыре года назад государство с «опорой на собственные силы» де-факто вошло в привилегированный ядерный клуб, да ещё в качестве космической державы. Многочисленные силовые демонстрации, жёсткие заявления и объявленные санкции ничуть не помешали осуществлению ракетно-ядерной программы КНДР.
Более того – по сравнению с 2013 годом усилился не только военный, но и экономический потенциал Северной Кореи, внешнеторговый оборот, существенно улучшилось благосостояние населения. Кадры ковровых бомбардировок ВВС США целей «как в КНДР» вряд ли способствуют деэскалации напряженности. Обновлённая внешнеполитическая доктрина США скорее создает тревогу по другую сторону от 38-ой параллели.

Одновременно с совместными учениями, перемещением авианосцев и бомбардировщиков, с уверением в надежнейшей защите союзников и навязывании им бесполезной ПРО власти США объявили о подготовке выхода из… соглашения о свободной торговле с Южной Кореей.
Аккурат после ракетных стрельб КНДР через Японию и самого мощного ядерного испытания на Корейском полуострове. А также после провала межправительственных консультаций… 22 августа 2017 года. На тех переговорах американская сторона напомнила южнокорейской о недопустимом дисбалансе во внешней торговле. Он достиг 27.6 млрд. $ в прошлом году, увеличившись вдвое всего за шесть лет. Особенное раздражение у Вашингтона вызывает экспансия южнокорейского автопрома. KIA, Hundai & Сo поставляют в США готовой продукции на 16 млрд. $ ежегодно. На южнокорейском рынке реализуется американских автомобилей на 1.7 млрд. $ в год. Для выравнивания ситуации никаких THAAD и F-35 не хватит. Сеул отказался от односторонних уступок – и столкнулся с принуждением к таковым в троекратном размере.

Геополитическая история Южной Кореи сложилась таким образом, что союзник у страны один – США. Отношения с Китаем и северным соседом омрачены жестокой войной 1950-1953 гг. С Японией – многовековыми попытками оккупировать Корею и унизительным притеснением корейцев (особенно женщин) во время Второй мировой войны. С Вьетнамом – участием южнокорейских войск в преступной войне 1964-1973 гг. на стороне US Army. С большинством государств Азии и Европы поддерживается уважительный нейтралитет, далёкий от намёка на союзную взаимопомощь.

Устав ООН предусматривает право любого суверенного государства «защищаться от агрессии… любыми доступными средствами…». Осенью 2017 года у зарегулированной, подсанкционной и недемократичной КНДР таковых средств оказалось больше, чем у развитой, яркой и свободной Южной Кореи.
Потому что после краха однополярного мира к бывшему гегемону нежелательно поворачиваться спиной. Это не тот товарищ, о котором пел Высоцкий: «Сегодня мой друг защищает мне спину – а значит, и шансы равны!». Шансы получить неприемлемый ущерб в чужих интересах отнюдь не равны. Уповать на «дружескую защиту» в случае подлинных военных угроз попросту опасно. Подготовка к защите окажется дорогостоящей и нервной. Приобрести же благодаря различным уступкам удастся лишь иллюзию брони.